За последние 6 месяцев Apple продала 85 миллионов iPhone и 42 млн iPad. Выручка компании составила $98 млрд, прибыль — $22 000 000 000. В чем причина успеха? Как когда-то маленькой компании удалось стать №1 в мобильной индустрии? Что за подходы позволяют «яблочному» концерну диктовать свои правила игры «ветеранам» — Nokia, Samsung, Sony, HTC? Секрет успеха Apple — ниже.
Люди ужасно консервативны. Аналитики советовали Apple не соваться на уже давно сформировавшийся рынок. Раз за разом друг друга сменяли операционные системы-претенденты на звание «мобильной Windows»: Palm OS, Linux, Windows Mobile, Symbian Foundation, Android, Windows Phone. Nokia, Samsung. Куда тебе «бодаться» с ними, Стив! — говорили «доброхоты».
На них раз за разом делал ставку Samsung. Сегодня можно сказать: да, корейский конкурент Apple, действительно, кое-чего добился. Например, по количеству проданных смартфонов. Впрочем, что нужно тебе, СЕО? Горацио Дедю из статистического агентства Asymco недавно написал в Twitter: «Samsung получит прибыль в размере бизнеса всей индустрии 5 лет назад. Apple сгенерировала прибыль в два раза больше этого показателя».
iOS — это новая Windows
Почему? Есть три принципа, которые сработали в 1990-е годы для Microsoft и с конца 2000-х работают на Apple. Это:
- продукт, который имеет очевидную ценность для большой аудитории и востребован ей;
- привлекательная и конкурентоспособная платформа;
- сотрудничество с операторами.
Вещь, которая нужна всем
iPhone объединил в себе ни много ни мало восемь устройств: видеокамеру, фотокамеру, планшет (помните Apple Newton), мини-ноутбук, часы, плеер, диктофон и мобильный телефон. То самое «послание» к потенциальному покупателю было простым и максимально четким: «Это понятный продукт, который заменяет множество иных устройств, прост в обращении и олицетворяет собой мощь всех современных технологий в твоем кармане». Те же конкуренты из Android (позднее и Windows) хотели «похожее на Apple, но подешевле». Здесь иное «послание» от создателей покупателю — ваш новый смартфон другой, и он умеет то же, что и законодатель мод — iPhone. Давайте сэкономим!
Держать руку на пульсе
Успешный IT-бизнесмен должен предложить аудитории продукт, который привлечет внимание последней, и улучшить свои позиции. Да, и продукт должен быть гибким и уметь трансформироваться, приспосабливаясь к новым веяниям.
К примеру, iPod. Замечательный «яблочный плеер оказался перед угрозой гибели — в середине 2000-х он явно не мог конкурировать с набиравшими популярность смартфонами. А что же Apple? Купертиновцы взяли всё ещё отлично работавший бизнес и видоизменили его. Помните, сколько было криков о том, что iPhone — это тот же «айпод», но с функциями «позвонить» и «выйти в интернет»? А разве iPad не называли iPhone/iPod-переростком? Стратеги Apple оказались правы — доходы компании говорят сами за себя.
Экосистема — всё под рукой
iTunes объединил вокруг себя всё, что нужно iЧеловеку. Музыка и видео? Пожалуйста! Приложения для iPhone, iPod touch или iPad? К вашим услугам — официальный магазин, в котором нет места контенту для «взрослых» и вирусам. Хотите послушать ученого мужа из Стэнфорда? Вам в iTunes U. Клиент-предприятие? Будьте так любезны, проследуйте в раздел Enterprise.
Конкуренты тоже очень стараются. Но все они — от Google Android до Microsoft Windows Phone — делают ставку на повторение iTunes/App Store для своих недорогих устройств, которые покупают небогатые «юзеры», для которых нельзя делать платные приложения — те их просто не купят. Замкнутый круг. Увы, но этот подход работает только на iOS. Есть еще одна причина, по который Apple — это лидер рынка, а все остальные играют в «догонялки».
Сотовые операторы
Никому не добиться успеха без помощи других. Microsoft «впереди планеты всей» с ПК по двум причинам: под настольную Windows написано множество важных программ; Microsoft и Windows являются партнерами №1 для всех важных производителей компьютеров в мире. Apple, в свою очередь, медленно, но верно заручалась поддержкой всех наиболее значимых сотовых операторов в США и на других рынках.
У Стива были свои, по-настоящему «драконовские» законы на этот счет. Apple требовала и требует от оператора-партнера закупать большие объемы iPhone, при этом оплачивая поставки заранее (от этой опции немало пострадали российские сотовые операторы). В Купертино хотели и получали — контроль над софт-разработками оператора и продажами контента.
Операторы боролись с этим «деспотизмом». Второй по величине сотовый оператор США Verizon Wireless сначала надеялся на «свой ответ iPhone» — BlackBerry Storm. После того, как в конце 2008 года продажи «ежевичного» смартфона провалились, «Верайзон» попытался сделать ставку на Android-смартфоны. В 2009 году компания даже сделала рекламный ролик, направленный против iPhone.
Но абоненты были непреклонны — каждый хотел простой и понятный продукт с самой успешной в мире экосистемой. Ни одна из попыток «уязвить» iPhone Verizon не удалась. Махнув на все рукой, в 2010-м «красные» сначала «подписались» на самый первый iPad, а год спустя получили и CDMA-версию iPhone 4. Так-то.
Война Apple за «любовь» операторов продлилась шесть лет. Именно столько потребовалось, чтобы получить право на эксклюзивные продажи iPhone и iPad у всех пяти ведущих сотовых операторов США.
«Apple уже не та?»
Нет. Apple станет «не той» только в одном случае — если откажется от «трёх китов», на которых зиждется её благополучие. Простой, понятный и нужный всем продукт; привлекательная экосистема; сотрудничество с операторами. Воистину, чтобы все это разрушить, придется очень сильно постараться.